Типичные
педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении
1.
Процесс воспитания и перевоспитания практически начинается с конца, а не с
начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и
тогда начинаем его «воспитывать».
2.
Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних
проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.
3.
В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы»,
назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи
воспитателя в коррекции поведения подростка.
4.
Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием
целенаправленной чёткой программы его перевоспитания.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
1.
Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо
целенаправленно и осознанно.
2.
Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях
жизни, где он лучше всего осведомлён.
3.
В беседе с воспитателем подросток должен искреннее, заинтересованное отношение
к нему.
4.
Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и
которая его окружает.
5.
Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в
тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
6.
Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во
времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
1.
Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
2.
При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
3.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
4.
Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
5.
Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым
совпадают.
6.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
7.
Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
8.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
9.
Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической
импровизации.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ
ПОДРОСТКАМИ»
Необходимо
всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть трудные обстоятельства, в
которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и
развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения,
общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения
носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где
авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные
воспитанники» – это жертвы трудных обстоятельств.
Как
же относиться к таким детям и подросткам?
1.
Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского
уважения к ним:
·
Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
·
Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
·
Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
·
Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
2.
Необходимо увлекать таких воспитанников делами на радость и пользу людям:
делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.),
трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами – играми (спартакиады, игры
на местности и т.д.).
3.
Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является товарищеское
доверие по формуле:»Только ты можешь сделать это».
4.
«Живая вода» для таких воспитанников – это поощрение, прежде всего – одобрение.
Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания.
Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
5.
Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на
таких воспитанников, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных
и добрых взрослых, через книгу.
ПЕРЕВОПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ
СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ УСЛОВИЙ:
1-ое
условие – педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника (лучше
ошибиться в доверии, чем оскорбить подростка подозрительностью и скептицизмом).
2-ое
условие – начинать перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой
подросток может и хочет самоутвердиться.
3-е
условие – наличие сплочённого коллектива, класса.
4-ое
условие – единство педагогических влияний школы, семьи и общества.
5-ое
условие – авторитет воспитателя в глазах подростка.
6-ое
условие – высокая педагогическая культура воспитателя.
7-ое
условие – воспитатель должен быть современным человеком, с ярко выраженной
индивидуальностью.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! |