Неділя, 19.05.2024, 04:15
                      Психологічна служба системи освіти Херсонської області
Вітаю Вас Гость | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Законодавство по інклюзії [36]
Практичному психологу матеріали по інклюзії [22]
Соціальному педагогу матеріали по інклюзії [9]
Міні-чат
Наше опитування
Чи любите Ви свою роботу?
Всього відповідей: 71
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Влияние позиции (положения головы) детей в период учебных занятий на психические функции
[ Викачати з сервера (47.0 Kb) ]26.02.2013, 17:42

Влияние позиции (положения головы) детей в период учебных занятий на психические функции (память, внимание, психо-эмоциональное состояние)

                                    Юхименко И. С.                                                                                                                                                                                                

 

Врач-невропатолог Днепропетровский областной психолого-медико-

педагогический центр

 

 

Цель.

Изучение состояния психических функций и вегетативного статуса детей с последствиями перинатального гипоксически-травматического поражения ЦНС (натальная спинальная травма шейного отдела позвоночника) в период обучающих программ на качество восприятия, запоминания, умственной работоспособности, психо-эмоционального состояния от позиций ребенка по отношению к педагогу, учебной доске, компьютеру с учетом данных РЭГ.

Задачи.

1.                      Выявить группу детей с последствиями перинатального гипоксически-травматического поражения ЦНС (натальная спинальная травма шейного отдела позвоночника).

2.                      Исследовать с помощью РЭГ состояние мозгового и спинального кровообращения.

3.                      Определить нарушение спинального кровообращения в позвоночных артериях и ВББ с учетом симметрии и асимметрии.

4.                      Выявить степень ухудшения спинального кровообращения (тесты поворота положения головы на 45-60 градусов влево и вправо).

5.                      Исследовать психические функции ребенка.

6.                      Рекомендовать правильную позицию ребенка во время обучения.

 

Обследование проводилось с детьми в возрасте 4-6 лет (группа 20 детей), проходящих курс реабилитации в областном учебно-реабилитационном центре (г. Днепропетровск), со следующими психоневрологическими нарушениями: последствия перинатального поражения ц.н.с. (гипоксического и гипоксически-травматического гинеза) Натальная спинальная травма шейного отдела позвоночника. Исследование было проведено в следующих направлениях: психологическое тестирование, определение вегетативного статуса. Исследования мозгового и спинального кровообращения.

Изучение состояния памяти детей проводилось по видам: слуховая, зрительная память.

Слуховая изучалась по методике «10 слов». В исследуемой группе у 15% детей выявили средний уровень слуховой механической памяти, у 85% - ниже среднего.

Зрительная память – использовалась методика Д. Векслера. У 10% детей выявлен хороший уровень зрительной памяти, у 30% - средний, у 60% - низкий.

Вегетативный статус определяли с помощью вегетативного индекса Кердо. Показатели вегетативного индекса в группе детей с последствиями перинатального поражения ц.н.с. свидетельствуют о выраженном преобладании симпатонии у 90% детей, парасимпатонии у 10%. Отмечаются вегетативные дисфункции.

Психологическое исследование психоэмоционального состояния проводилось с помощью индекса тревожности (метода «Выбери нужное лицо»). Высокий уровень тревожности отмечался у 85% детей, средний – 15%, низкий в исследуемой группе отсутствует.

РЭГ (реоэнцефалография) исследования проводились в покое и с поворотом головы влево, вправо 45-600. В данной группе детей ассиметрия спинального кровооброщения при повороте головы влево (S) – наблюдалось ухудшение у 16 детей на 20-400, вправо D –  у 4 детей. При изменении положения головы в противоположную сторону спинальное кровообращение восстанавливалось.

Диагноз последствия перинатального гипоксически-травматического поражения ЦНС (натальная спинальная травма шейного отдела позвоночника) ставился на основании клинических исследований и рентгенографии.

При нарушении спинального кровообращения и ассиметрии слева рекомендовалось измения позиции места по отношению к педагогу и учебной доске с поворотом головы вправо, а при ассиметрии вправо с поворотом головы влево.

После 4 недель занятий детей с учетом рекомендаций положения поворота головы и изменения позиции места проводилось повторное тестирование. У всех тестируемых детей улучшились показатели слуховой и зрительной памяти, психо-эмоционального состояние.

Слуховая память в исследуемой группе детей улучшилась: выше среднего у  30%,средний уровень слуховой механической памяти у 70%, ниже среднего – не выявлено.

Зрительная память. У 40% детей выявлен хороший уровень зрительной памяти, у 60% - средний.

При исследование психо-эмоционального состояния выявили отсутствие высокого уровня тревожности у детей, средний – у 40%, низкий – у 60%.

 

Выявлена связь от позиции места и положения головы в исследуемой группе детей и состояние мозгового кровообращения,  психологических функций (памяти, внимания), уровня тревожность.

При неправильном положение головы к педагогу, учебной доске ухудшается мозговое и спинальное кровообращение, что приводит к гипоксии мозга. Соответственно возможности обучения снижаются.

 

В системе образования давно применяются рекомендации окулистов – детям с нарушениями зрения (разные заболевания) по позиции – расстоянию к объекту (например к школьной доске, компьютеру, интерактивной доске и т.п.) для лучшего обучения и сохранения здоровья.

Больше 60% детей общеобразовательной школы с малыми мозговыми дисфункциями – не способны осваивать программу обучения.

В структурах Ds: чаще не отображены глубокие процессы поражения ц.н.с.

Более 80% с компенсированными процессами в головном мозге (малые мозговые дисфункции) не наблюдались (не стояли на «Д» учете у невропатолога), не обследованы, без Ds.

Общие Ds: ВСД, АНС, неврозы не отображают полной картины психоневрологических нарушений. Соответственно не проводились лечебные и реабилитационные мероприятия.

Предлагается программа совместной реабилитации (коррекции) специалистами детей с мозговыми дисфункциями: педиатр, психолог, невролог, психиатр, дифектолог-педагог, логопед.

Выявление дефектов, отрицательно влияющих на функции головного мозга на разных этапах  жизни ребенка даст шанс компенсировать, скорректировать, вылечить проблему.

Важна генетическая картина жизни ребенка, внутриутробный период, родовые факторы, периоды жизни ребенка в системе физиологического и психического развития и последующем обучения и воспитания.

В сфере современных решений правительства об инклюзивном образовании – нахождение методов и способов помощи ребенку с ограниченными возможностями максимально адаптироваться в социальную среду.

В приказе Министерства охраны здоровья Украины от 30 августа 2012 года №668 «Про утверждение Концепции про усовершенствование оказание психологической помощи детям» сказано что психическое здоровье (ментальное здоровье) согласно с определением Всемирной организации охраны здоровья, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обыкновенными жизненными стрессами, плодотворно работать, также вносить вклад в жизнь общества.

Несмотря на тот факт, що 30% консультаций общепрактикующих врачей связанны именно с проблемами психического здоровья, 50% депрессий в рамках первичной медико-санитарной помощи остаются нераспознанными.

Реформа образования в Украине призвала к жизни и реформу в специальном образование детей с особенными потребностями. В нашем обществе есть разные категории учеников и воспитанников,  часть которых имеет проблемы, связанные с здоровьем и развитием. К сожалению, сегодня наблюдается тенденция увеличение количества детей, которые нуждаются в социальной адаптации, коррекционно-реабилитационной помощи.

В тоже время сами практические врачи с каждым годом все больше понимают, что перинатальная неврология – проблема исключительной важности, без изучения которой не удастся понять всерьез ни одной из сторон неонатологии. Более того, как стало ясно лишь в последние годы, многие заболевания детей старшого возраста и даже взрослых являются поздней расплатой за нераспознанные беды периода новорожденности.

Олигофрения, обусловленная асфиксией в родах и механической травмой (МКБ-10-F7х.+Р21, Р10., Р11). Имеет много общего в клинической картине – повышенная чувствительность к различным раздражителям (особенно к слуховым), сенсорные расстройства, головная боль при напряжении, перегревании. В неврологическом статусе возможны парезы, моторная, сенсорная алалия, псевдобульбарная дизартрия, недостаточно дифференцированная моторика, признаки повышенного внутричерепного давления. Интеллектуальный дефект выражен в различной степени – от легкой дебильности до идиотии (редко). Наблюдаются расстройства внимания и снижение механической памяти, повышенная истощаемость, слабость побуждений, замедленность психических процессов, эмоциональная лабильность. Для О. преимущественно травматического генеза характерны также состояния резкого психомоторного возбуждения, аффективных взрывов, расторможения влечения. В неврологической картине – выраженные очаговые симптомы,  спастические тетра и гемипарезы. Парезы черепных нервов, гиперкинезы, нистагм и судорожные состояния.

Так в структуре детской инвалидности поражения нервной системы составляют около 50%, при этом заболевании нервной системы приводящей к инвалидизации и дезадаптации детей в 70-80% случаев обусловлены перинатальными факторами. Таким образом 35-40% детей инвалидов – это инвалиды в следствии поражения нервной системы. В месте с этим, некоторые заболевания, не приводящие к инвалидизации ребенка, но в значительной степени определяющий его биологическую и социальную дезадаптацию, также могут быть ассоциированные с перинатальным поражением мозга. Это, в первую очередь касается минимальной церебральной дисфункции, встречающиеся у 30% детей школьного возраста.

По данным ряда зарубежных авторов, гипоксически-ишемическая энцефалопатия доношенных новорожденных встречается с частотой 1,8-6:1000, в то же время исследования, проведенные в рамках программы мэрии Санкт-Петербурга «Профилактика последствий угрожающих состояний у детей», свидетельствует, что частота постановки диагноза «перинатальная энцефалопатия» достигает в некоторых поликлиниках 712:1000 детей до года.

Самое большое манипуляционное напряжение во всех видах родов падает на шею плода, и потому поразительно, что очень мало исследований посвящено этому вопросу.

 

 

 

 

Выводы.

Таким образом, при правильном положении головы ребенка с последствиями перинатального поражения ц.н.с. (натальная спинальная травма шейного отдела позвоночника), во время обучающих программ значительно улучшаются память, внимание, психо-эмоциональное состояние и возможность качественнее усваивать предложенный материал.

Эти исследования дают возможность рекомендовать применить эту методику для групп детей с различными нарушениями (патологиями) обучающихся в системе инклюзивного образования.

Коррекционная позиция – нормализует нейрофизиологические процессы в головном мозге. Уменьшает гипоксические явления, дает ребенку шанс лучше усваивать предложенный учебный материал, сохраняет психическое и физическое здоровье в течении урока. дня

 

Литература.

1.                 Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет \\ Ярославль: Академия развития, 2000. – с.31-50.

2.                 Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений в 3 кн.: Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Провещение. ВЛАДОС, 1995. – с. 512.

3.                 Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопати новорожденных. – Санкт-петербург.: Питер, 2000. – с.9-10.

4.                 Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных: острый период и поздние осложнения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – с.11.

5.                 Материалы III международной научно-практической конференции «Динамика научных иследований 2004», Том 57. Медицина. – Днепропетровск, 2004.-  с.65, Юхименко И.С.

6.                 Детская психо-неврология. Под редакцией Булаховой Л.А. – Киев: «Здоровье», 2001. – с. 266.

 

 

Категорія: Практичному психологу матеріали по інклюзії | Додав: Ripo
Переглядів: 1075 | Завантажень: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Вхід на сайт
Пошук
Друзі сайту
Copyright MyCorp © 2024Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz