СОВЕТЫ
ПСИХОЛОГА
тем, кто
непосредственно участвует в практической
воспитательно-профилактической работе
с «трудными» и их семьями
Ё Любому родителю
неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника,
научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом
трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
Ё Откажитесь от
намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке
различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных
педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
Ё Нельзя
относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет
подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь
сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей
жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета
окружающих и т. д.)
Ё Никогда не
злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд,
тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами.
Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным
доверия и уважения.
Ё Никогда
не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он
обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы
внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
Ё Помните,
любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал»
особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте
самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим
усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
Ё Проявляйте
заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном
внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть
прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть
гармоничным, счастливым человеком. |