Тренинг для
школьников «группы риска»
«Познай себя».134
·
Цель: формирование положительного отношения к себе и
другим,
осознания себя.
Задача:
- расширить знания учащихся о специфике межличностных
отношений;
- формировать позитивное отношение к себе;
- развить чувство толерантности;
- формировать адекватную самооценку.
Упражнение «Бинго»
Цель:
продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.
Ведущий
предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго»,
разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:
- на
голове - твоя заветная мечта;
- на
правой руке - твоя черта характера;
- на
левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;
- на
правой ноге - любимое место отдыха;
- на
левой ноге - любимое блюдо;
- на
туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.
После
того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по
комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях
«Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого
участники возвращаются в круг.
Упражнение «Ожидание»
Цель: узнать, что ожидают участники от сегодняшнего
занятия.
Подростки по очереди высказывают ожидания от занятия.
Упражнение «Грамота»
Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает
каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе,
указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.
Обсуждение:
- Трудно было писать грамоту себе?
- Если так, то почему?
- Понравилось ли вам это упражнение?
Упражнение «Все мы - разные»
Цель: осознание своей индивидуальности,
неповторимости.
Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди,
как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то
узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий.
Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других.
Что?
Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую
неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой
у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.
Упражнение «Путаница»
Цель: снять напряжение, расслабиться. Один участник
выходит за дверь. Психолог предлагает ученикам создать цепочку (змею), что
имеет начало (голову) и конец (хвост), и запутаться. Задача подростка, который
зашел в класс, - распутать змею.
Упражнение «Мои советы»
Цель: понять, что нужно изменить в себе, увидеть себя
глазами других.
Ведущий
раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать свое имя. Затем
все по часовой стрелке передают свои листы, на которых каждый по очереди пишет
рекомендацию относительно недостатков характера.
Обсуждение:
- Трудно было писать друзьям рекомендации?
- Довольны ли вы тем, что написали друзья?
Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: поднять самооценку подростка, снять
психоэмоциональное напряжение.
Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по
двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а
другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что ...».
Обсуждение:
- Какие ощущения вызвало упражнение?
Притча о мастере
Как-то
вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба,
флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент
начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не
музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и
уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил
эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается
к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и
сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно
печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели,
величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными
взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и
слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал!
Достижение
гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены
единой волей в едином порыве ...
Рефлексия
Цель: содействие сплоченности группы, создание
хорошего настроения. Все участники становятся в круг, чтобы правой рукой
создать звездочку, и пытаются им передать тепло рук друг другу. Все благодарят
и прощаются.
|